Адрес:
163069, г Архангельск,
ул Поморская, д 5, офис 405
office@fbereginya.com

Первый Международный кинофестиваль ARCTIC OPEN в Архангельске и уникальный секрет теплоты

20.12.2017

,

       

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту

Бернардо Бертолуччи

Цитата с календаря кинофестиваля ARCTIC OPEN

Я тебя ищу, тебя ищу, когда мне не легко,

я тебе пишу, тебе пишу, когда ты далеко,

я тебе верна, тебе верна, как милые верны,

коль не дует ветер с Северной родимой стороны.

Фрагмент песни Архангельского русского народного хора   
   


Когда слышите про Арктику, о чем думаете в первую очередь, а про Архангельск и Архангельскую область? А не первую, вторую и далее… Вот и мы, гости Первого Международного кинофестиваля ARCTIC OPEN могли думать все что угодно, но все встречались по приглашению дирекции фестиваля в удивительном старинном городе на реке Северная Двина ради общего кино-чуда и встречи со зрителями, конкурсных показов фильмов авторитетному жюри и большой деловой рабочей программы. Тем кто создает, развивает и продвигает эту особую часть человеческой жизни, с прочтением её через киноэкран и общение людей на вербальном и невербальном уровне, дающей понимать, слышать и слушать друг друга – им тоже нужны профессиональные поля, не менее чем любой науке, бизнесу или практикам управления. Рабочая Арктическая программа в Архангельске была особо важна. Еще хотелось хоть немного истории и местного колорита, но открытия современности удивили – в Архангельске есть что посмотреть.

По названию города, местных жителей зовут архангельцы и архангелогородцы – поэтому, без подготовки, глаз просит увидеть тот самый старинный монастырь Архангела Михаила, что еще с XII века упоминали новгородцы, его первое расположение увековечено в названии отеля, сетевого отечественного гостиничного бренда, по имени мыса Пур-Наволок. В начале XV века от монастыря на этом мысе под набегом норвежцев-мурманов мало что осталось, и лишь с появлением особой береговой активности, решительный царь Иван Грозный велел на Двине возвести крепость в честь Архангела Михаила «не выпускающего из рук меча», что было осуществлено очень быстро. Пропуская века и стремительные события, прожив интервенцию Первой Мировой, потрясения революции и гражданской, монастырь действовал в Архангельске как крепость, но от того славного монастыря и места не осталось на волне антицерковности. Новый храм Архангела Михаила сияет своими злачеными главами, поглядывая через набережную на замерзающую в хрупких льдах Северную Двину. Добротные купеческие постройки и богатый Гостиный двор можно разнообразить прогулками по улицам со старинной мостовой и деревянным постройками. Здесь помнят и совместные подвиги Северных международных Полярных Конвоев, большая документальная кино-теле работа «Полярное братство» Владиса Пельша была представлена и показана на фестивале в Гостиных дворах и Северном Морском музее, приз получала продюсер Елена Потанина.

У крупных гостиниц развиваются международные флаги стран Северного скандинавского региона, и конечно же флаг России. Присутствие не только отечественной отельной сети в Архангельске, но и мирового бренда говорит о планомерной деловой, инвестиционной и управленческой жизни – и готовности к ней. На набережной Двины принимает гостей «Столица Поморья», на ближайшей параллельной улице встречает гостиница «Двина». Архангельск бесспорный центр Арктической международной жизни. Ответственные встречи, конгрессы и конференции стали неотъемлемой частью и деловым стилем этого российского города, его незаменимым центром стал Северный Арктический Федеральный Университет с Медиа-центром «Арктический мост». Может потому директор Фестиваля любительских и профессиональных фильмов «Берегиня» Тамара Статикова, проведя пять фестивалей подряд, развивая их со своей командой с самого первого шага, приезжая на другие фестивали и профессиональные деловые события, решила помимо любительской «Берегини» поднять настоящий международный уровень для стран Арктического бассейна, куда вошли, без преувеличения, все соседи с берегов Северного Ледовитого океана. Блестяще и содержательно принял участие Китай. К решимости и готовности нашлась значительная поддержка от Фонда Президентских грандов, которую получил Первый Международный Арктический кинофестиваль ARCTIC OPEN в Архангельске. К важному и значимому форуму подключилось Министерство Культуры Российской Федерации, Министерство Культуры Архангельской области, губернатор со своей командой, многие местные СМИ, теле-медиа-интернет вещание, в том числе ВГТРК Архангельск, Поморье и ВГТРК Россия, телевидение Северодвинска, медиа Новодвинска.

Центральные издания стали официальными партнерами, а Информационное Агентство «ТАСС» генеральным инфопартнером. Серию материалов выпустили в ресурсах «Российской газеты», подключились коммуникативные издания и информационные ресурсы. Прежние промышленные партнеры «Берегини» градообразующие предприятия, и Архангельской области, вновь не остались в стороне. Дыхание соединения, целеустремленности, понимания важности своего дела заряжало и сдруживало. Кинофестиваль, особенно международный – это большая кинопрограмма. За содержание программы благодарили всюду: она радовала, интересовала и звала - так говорили многие. Команда вышла на фестивальный старт в августе 2017 года, сразу с известия о получении Президентского гранда Поморским фондом «Берегиня» под руководством Тамары Статиковой - раньше и невозможно, ведь прием гостей от студий производителей, творческих групп, режиссеров, актеров, продюсеров, и конечно жюри – не шуточная работа, ответственность и очень взвешенный бюджет, просто необходимый - по другому никак. Но создание особой теплой атмосферы фестиваля и команды - дело человеческое. Подключились волонтерские ресурсы САФУ, и вот уже руководитель пресс-службы университета отдает знания и опыт в том числе фестивалю, руководители волонтерского подразделения мобилизуют своих студентов, а Медиа-центр «Арктический Мост» под руководством Анжелики Долининой возглавляет программную и информационную работу, безостановочную до счастливого финала. Пригодился большой опыт документалиста, участника и лауреата многих фестивалей, руководителя Медиа-центра, востребованного и признанного режиссера Анжелики Долининой. В концепции ARCTIC OPEN прописана важнейшая позиция, внимание к людям, ведь что бы не говорили про рынок и про кассу, про прокат и бюджеты киноработ, главное для людей – человек, с которым можно поговорить и поразмыслить, пусть даже в очень веселой или активной форме - люди требовательны, содержательны, умны, даже если это простая народная мудрость, национальный или международный взгляд. Вниманием к людям наполнилась фестивальная программа игровая и неигровая, отечественная и международная, рабочая.

Неожиданным и приятным сюрпризом, почему-то веселым, хоть в чем веселье и не поймешь, речь про кино глубокое и сильное, стало знакомство на открытии фестиваля с игровым полнометражным фильмом «Жили-были» режиссера Эдуарда Парри, который представлял в Архангельске свою работу с «Продюсерским центром Федора Добронравова». Режиссер отмечал на встрече со зрителями, что это первая работа такого центра, что все актеры значительно поменяли свои известные амплуа, но зритель ловил какую-то особую искренность, сдержанность и душевность героев, можно сказать поморскую, хоть съёмки велись в вепских краях, довольно глухих местах Ленинградской области. Как может цеплять и увлекать на одном дыхании история о немолодых, почти двух с половиной, жителях раскидистой ландшафтной деревушки. Может как-то особо точно считаны ландшафты человеческой души - режиссерски и актерски все так естественно и безупречно. Только постановочно-организационное откровение автора раскроет «почему плот с козой так хорошо плывет». Но точно не секрет, что выразительная и яркая в большой палитре ролей Ирина Розанова, здесь прямоватая и суховатая, с неброским северным выговором и не законченными порой или наоборот чуть размашистыми движениями, суровой сухостью манер, светящаяся, сквозь все существо и смеющиеся глаза, теплотою, посвятила свою роль своей родной маме, или матери, как тут лучше сказать. И Эдуард Парри легко делится тем, что и он хорошо знаком с деревней, и в ответ ему тоже делятся, ведь правда, мы все откуда-то родом, как оказывается сильна бывает правда жизни. Можно ее прожить многократно в подготовительном периоде кино, погрузив всю группу и главных героев в новую жизнь, просто сделать чудо - всего-то…

На Архангельской земле вспоминали в научно-библиотечном киноформате в программе Международного кинофестиваля о путешествии из Архангельска в Мангазею. Это дает возможность каждому поинтересоваться уникальной вековой ролью Архангельска в изучении и освоении северных арктических территорий, налаживании уникальных торговых потоков, коренном поморском и северном казачьем предпринимательстве, масштабном пополнении государственной казны в период расцвета «Мангазеи Златокипящей», с её высочайшим по тем временам уровнем жизни, и дальнейшем увядании торговли из-за истощения природных ресурсов в виде «мягкой рухляди», и первого столь масштабного стратегического закрытия хода для чужеземцев в Сибирь и далее, много веков назад. В показанном в библиотечном пространстве материале вспоминают о героях недавних десятилетий, крепких духом и морской наукой поморах, оживлявших эти исторические знания и общественную жизнь в столице Поморья и малых труднодоступных селах, где давали людям концерты, преломляли с ними хлеб да соль, устанавливали знаки русского духовного присутствия – Архангельск помнит своих героев трудного времени и добрый прием на беломорским побережье в малодоступных селах с песнями: «Беломорье, ой студеная вода, кто бывал на Белом море, не забудет никогда».

Статус Международного кинофестиваля ARCTIC OPEN говорит об участии и приглашении иностранных кинематографистов, и не зря у каждой гостиницы дружно развивались многоцветные флаги стран арктического региона вместе с российским флагом принимающей стороны, мобилизованы были студенты-волонтеры и опытные профессиональные переводчики – чтобы каждый в жюри, на сцене и на экране был услышан залом и наоборот. Залы здесь собирались теплые и полные, то ли благодаря профессиональной команде фестиваля, то ли от уникальности и любознательности архангелогородцев, и от общей выбранной концепции внимания к человеку и общему диалогу. Для общения «по делу» были выбраны важные и интересные темы рабочих столов, и о развитии кинематографа, но диалог общий с поиском главных ценностей сформировался вокруг Норвежско-Итальянского фильма «Каренина и я» Томмасо Моттола. И это не свобода женщины и равенство полов. Этого в Европе хватает. Это личный поиск героини, знаменитой театральной и киноактрисы Норвегии, чего-то очень личного в пошлом, будущем и настоящем – вначале она просто болеет идеей, почти не выполнимой, сыграть эту женскую роль и прожить ее на сцене российского театра, с российской труппой, на языке оригинала, русского, широко известного Л. Н. Толстого.


На многих встречах со зрителями перед большим экраном с постером фильма «Каренина и я» главное действующее лицо норвежка Гёрильд Моссет находилась перед людьми в трех и более измерениях: зримо очень крупно с вниманием и вопросом смотрело в зал её лицо в высоту всего киноэкрана, слегка улыбаясь, и будто спрашивая «а что вы думаете обо всем вокруг», устремляя на нас свой взгляд всех оттенков моря, северного полярного неба и снега, в это время маленькая фигурка в сценическом старинном платье желаемой героини устремлялась вдаль от нас, будто не давая говорить глядящей Гёрельд, но в это время в зале, еще меньше, в натуральную величину, стояла и говорила о самом личном настоящая живая Гёрельд, рассказывающая и ищущая, поражающая открытием наших привычных и сокровенных российских ценностей. Она ехала вместе с группой фильма, мужем режиссером Томассо, маленьким сыном через всю нашу страну сначала от Мурманска, через «город Анны» Санкт-Петербург, по всей Транссибирской магистрали до Владивостока чтобы осуществить свою сценическую мечту, но оказалось, что нашла ответы личные – сколько встреч со зрителями и кинопоказов может рассказать об этом – ведь это и есть вся её жизнь, новая, с иными смыслами и глубинами. Расширенное информационное отражение можно найти в ресурсах ARCTIC OPEN, это разные медиа и центральные и местные, и каждый нашел и отразил что-то свое. Здесь чуть-чуть поцитируем в пересказе самое яркое и неожиданное, сказанное со сцены создателями.

Как вы думаете, что может сказать простой современный ребенок родителям на предложение целый месяц ехать на поезде до самого Владивостока, или не простой ребенок, а сын актрисы и режиссера – как хорошо, что можно целый месяц быть с мамой и папой вместе! Как вы думаете, какое место произвело ярчайшее впечатление на признанную норвежскую актрису – Соловецкий монастырь и Соловецкие острова. А какую встречу может считать успешная примадонна сцены и кинодива из Европы самой главной – с монахиней во Владивостоке, оставившей высокий банковский пост управленца и сменившая его на служение людям и вечности. Здесь и уникальное «свое» знакомство с Байкалом и принятие там главного таинства на Руси, и простые задушевные разговоры в поезде с простыми людьми, и маленький сын, глядящий мультики в планшете и поющий вместе с крокодилом Геной и другими нашими мульт-персонажами классику советского мультфильма, покупка пирожков и прочей снеди у торговок на станциях и полустанках со строгим вопросом по-русски «это точно свежее», «это точно натуральное» и одобрительный тихий смех в зале – ведь у кино свой язык, где можно смеяться, когда совсем не смешно, и вздыхать тяжело и сдержанно где «обхохочешься».

Не будем пересказывать этот необычный фильм, так как кино смотреть надо и проживать лично и на свой вкус. У итальянского режиссера вся окружающая реальность не имеет оттенок мрачности, как во многих отечественных фильмах, может потому, что он много лет любит Россию, а герои, простые люди, не имеют оттенков чудаковатости, даже проплывающие за окном вагоны, цистерны и контейнеры, а железная дорога в Росси – это главная транспортная и грузовая система, не отталкивают ни индустриальностью, ни повседневностью. Конечно в центре фильма любовь, цена отказа от главного, потеря и встреча, конечно сцены с репетициями и прогонами, долгожданной и шумной шикарной премьерой, всем возможным креативным миром. Тут же обязательное питание для маленького сына и все особенности вагонной жизни, и краткие сдержанные упоминания каких-то норвежских потерянных детских лет. Чему-бы не учили литературные критики, литературоведы, «кретивные адаптаторы» жизни под современные ценности, для неё Гёрельд и для неё Анны звучит один ответ на все вопросы - как этого маленького ребенка Сережу или Бенедикта можно оставить ради кого-то - почему люди получают так мало любви и так мало её отдают, ведь это заставляет других любить еще меньше и страдать в поисках всю жизнь, не находя самого главного, потому что детство уже нельзя повторить.

Она лично неожиданно нашла для себя свою родину и несколько потерянных от травмы лет, у себя в родных фьордах и горах она не видит больше страха - тихо и красиво едет с какой-то бесконечной высоты в низ и оставляет через весь экран неровный след от лыж, становясь на огромном экране все меньше и меньше, а Томассо лишь едва успевает следить за этим неожиданным действом. Невольная реплика в адрес соседки по кино-ряду специальному обозревателю этого фестиваля: «…так это же рельсы, получается, что она написала свой новый путь..», обозреватель уже с диктофоном у сцены, и Томассо говорит про рельсы, и как вдруг получилось совсем иное кино. Какое - документальное или игровое – это уже и не разобрать, и это возможно не так важно, оно бесспорно художественное и очень личное. Можно с чем-то не соглашаться и видеть иначе – но у этой истории уже есть свои герои и есть свои авторы, и это их кино и способ читать Льва Николаевича Толстого. Томассо Моттола итальянский режиссер, с большой теплотой относящийся к России, спрашивает до фильма и просит поднять руки, тех кто читал этот роман писателя и фиксирует фото на смартфоне, а потом проделывает этот фокус после фильма, в надежде так еще раз поговорить со зрителем через страницы книги, но Толстой замечателен и в «Азбуке» для простых людей, которая читается прекрасно и сейчас, писатель болеет народом. А народ в своих северных песнях поет так: «А потянет ветер северный, закружится снежок, на меня ты припаси аркан да крепкий батожок, убегу - кричи по имени, все блага обещай, да лови меня, лови меня, с дороги возвращай…»


Сохранение и поиск ценностей, понимание истории прошло разными путями во многих киноработах. Особое внимание стоит уделить китайским гостям, представившим две программы, одну «В поисках волшебного жемчуга» (Китайское кино — детям) и фильм-мелодраму о любви на советско-китайской границе времен обострения государственных отношений «Балет в пламени войны», и программу с кино об обороне Москвы «Под стенами Москвы» и о герое-разведчике коммунисте и антифашисте в Японии, работавшем и в Китае, Рихарде Зорге «Король Красных Разведчиков в Китае». Участвовали целый ряд работ российских и не только об ужасах революции. А на основе американской работы «Убить зверя» прошел целый научно-практический диспут по балансу основных и малых культурных традиций на острие переломов исторического и технологического развития. На мнение американского режиссера Гордона Броницкого об остановке вторжения внешнего мира во внутренние миры человека в частности, и социума в целом, нашлась оптимистическая позиция, что эти вызовы стоит побеждать не внешне, а внутри каждого и самому человеку, и точно без агрессии, так как ей не бывает предела. Специалист по северному фольклору Архангельска поделилась исследованиями по видоизменению и искажению в сторону массовой популяризации старинных музыкальных традиций, важности их сохранения, как источника народной мудрости, редкости носителей сегодня.

Культуролог из САФУ Василий Матонин поделился опытом полевой исследовательской работы коренных народов Чукотки, в надежде найти непознанные национальные черты: «Пытаемся вывести особенности эзотерических знаний оленеводов. Он говорит: «Гуся летела. Много гуся летела. Нету гуся!» - мы записываем: «нету гуся» - «Айсберги много было - нету айсбергов.» - А что же случилось? - Он поднимает палец кверху: - «Экология…». Спикер рабочего формата финский режиссер с российскими корнями Анастасия Лапсуй рассказала о своей работе на советском радио, о желании сделать родную культуру ненцев более знакомой миру, своем видении ее, как части большой мировой кинокультуры, о большой любви всей своей жизни, которую встретила в Финляндии, благодаря чему получила множество возможностей для творчества, широко признанного в мировых и российских кинокругах, где ее встречают очень тепло как родную, и она так же встречает здесь знакомых. Специально для Архангельска от Анастасии Лапсуй был приготовлен сюрприз на встрече с ненецким землячеством с исполнением национальных напевов.

Разнообразием тонко и точно подобранных программ порадовала на особом формате «Ночь фестивального кино» - для этого открыли двери и продлили работу до полуночи и позже музеи, кино и кафе – и все было востребовано, заполнено людьми, принято с интересом, вниманием. Северный Морской музей на набережной Северной Двины хранит имена, карты и находки исследователей-открывателей, предметы северной поморской народной культуры, отражения современности – например даже целый остов корабля, именно с них, «кочей» да «карбасов» и начиналось освоение Арктики и Дальнего Востока. Здесь встретили морскую, поморскую и историческую программу документального кино прямо под парусами и древними картами. Герой фильма «Экспедиция на край земли» «Дальневосточной киностудии» из города Хабаровска Степан Петрович Крашенинников на таком судне пристал бы к берегам Камчатки, если бы широкие и вольные волны на юге полуострова не разбили его транспорт вместе с грузом и командой. Буквально в одной рубашке молодой ученый, современник и сподвижник уроженца Архангельских мест М. В. Ломоносова, остался выполнять свои исследования. Про выживание ради цели есть его цитата: «…мы живые еще…», через эту фразу и ведет автор Альберт Самойлов рассказ о людях сегодняшнего, поисках, трудностях, но их проблемы очень похожи на поморские и приморские, и желание сохранить корневые традиции тоже. Опирается автор на книгу С. П. Крашенинникова «Экспедиция на край земли», которую читали во всех приличных домах и салонах страны его современники, наряду с Карамзиным и Ломоносовым. В музее на экране на набережной Двины накатывались на черный вулканический песок волны, гудел и извергался вулкан как «гора мечущая огонь» раскалялись сердца от искренности героев, охлаждались уходящей в песок влагой. Как-то это пересекалось с фильмами на поморскую тему. Почему-то все невольно отражалось в холодном послереволюционном забытьи экспедиции ГЭСЛО, из фильма Владимира Непевного «Забытая экспедиция ГЭСЛО», которая уходила с этой же архангельской набережной чуть более ста лет назад и возвращалась к ней, пройдя первый раз путь от Владивостока до Архангельска. Зрители спрашивали «когда еще это можно посмотреть?» - на этот вопрос быстрых ответов пока нет, но есть для чего потрудиться и поработать сообща.


Каждый выбирал работы и площадки по вкусу, кто-то дважды посмотрел «Арктика. Зазеркалье» о невидимых глазу страстях и борьбе за жизнь микроорганизмов на Беломорье, собранных командой биологов и командой «Моя планета». Благодаря их работе в арктических широтах, порхали на весь экран крупнокрылые небезобидные Морские Ангелы и уязвимые их антиподы. Кто-то выбрал студийно-компьютерный блокбастер «Легенда о Коловрате», внеконкурсный участник. Ознакомиться можно было с почти грузинской историей, в лучших традициях этого кино, «Анна и Вано. Ванна и вино» или с ярким явлением отечественного кинематографа Якутским кино, представленным игровым и неигровым фильмом, много отмеченными и прежде, производства «Саха-фильм». Посмотреть полный метр «Ленфильма» о блокадной бактериальной угрозе «Три дня до весны» или о скрываемых от себя истоках фашизма в Норвегии и попытках осознания этого зла. Или короткометражку «Не для речки», снятую в этих краях, с архангельцами в команде, где героев фильма три и два вида морских узлов «надежный» и «ненадежный». Общую пользу и радость вызвал небольшой любительский мультфильм от маленьких участников «Берегини» про любимый им Архангельск.

«Я леплю из пластилина чудеса родной земли, чтоб прославить нашу область еще больше помогли», «Малые Корелы - сказка деревянная кругом, где строили одним лишь топором», краткий детский рассказ «порт Архангельск тоже чудо, здесь начался военный флот», не забыли про Северодвинск – родину подлодок и их ремонтный дом, про Плесецк, откуда не только участники на фестивале, но и запускают ракеты, Холмогоры – родина Ломоносова, Верхнюю Тойму и Каргополь, родное село Афанасьевск – храмы старинные и новые – и чистое звенящее детское - «горжусь я родиной любимой и никогда не подведу». Куда идти кинематографу - не ставили целью обсудить здесь, но ясно, что людям не все равно, что им показывают, и что возможно, когда будет широко создаваться и доноситься «то самое», у широкого экрана будет самое теплое и большим место встреч. Чтобы это почувствовали, хозяевами архангелогородцами было сделано многое и здорово, не даром в фирменном стиле закрепились не только чудесные звери и отменная графика, но и растущая ввысь пирамида из беломорских камней – «Время собирать камни» - говорит созданная новодвинским художником Николаем Дмитруком символика, а щеповые традиционные птицы Счастья разлетаются по миру. Один музей хранит сувенирную чашку с надписью «Тепло внутри!» - будто бы это и есть брендинг области.

Фестиваль завершил работу невыразимым накоплением тепла, этому не помешало, а напротив закалило, совместное путешествие в Малые Корелы, знакомство с мощными северными домами-дворами, где и мастерской есть место, и въезд для телеги с сеном и дровами, и большой стол для большой семьи, и рассказ про женщин хранительниц очага, крепких и вольных «большух», у которой обязательно в доме даже было ее место «бабье царство» поближе к печке. Можно было своими глазами увидеть дома с печью по-черному и печью по-белому – и почувствовать разницу. Удивительно, что и на показах, и среди авторов, и на предоставленной экскурсии всегда были люди, способные сказать «помню, а у меня…» и это была живая картинка, и невозможно приятно узнать не только от нарядной сотрудницы музея в народной одежде о том, что «в печке по-черному даже мылись», вопрос «как» остается, но многие это помнят – ведь поморы российский славянский субэтнос, но всегда здесь хватало и всех возможных, в том числе европейских народов, служивших этой стране, и веками считавших ее своей. Полистав копии адрес-календарей из «ленинки» в семейном архиве, хочется добавить «…помню, бабушкин дедушка здесь родился, когда его отец преподавал в Архангельске латынь, сто пятьдесят лет назад.» До отъезда, в 15.30 уже почти стемнело, в больших стеклах зажглись лампочки ближайшего к фестивальной гостинице уютного кафе «POLINA», по телефону говорю: «У меня уже темно» - «Уже? А в Москве еще нет!» - «я же в Арктике! Приеду, поговорим!»


Наталья Мещерякова

Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ

Вернуться к новостям