Кино про нас
08.09.2017
«Председателем жюри будет известный российский режиссёр Владимир Хотиненко»- приоткрыл завесу тайны фестиваля Владимир ЛОЙТЕР.
Пока на отборочный конкурс подано 80 работ, ожидается, что всего их поступит около 200, из которых жюри выберет только 40. Это художественные и документальные фильмы из России, Норвегии, Дании, США и даже Китая. Пока неизвестно, что это будут за фильмы, но о том, что вообще интересует современных кинематографистов, нам рассказал Владимир Яковлевич.
Владимир Лойтер, генеральный продюсер Arctic Open
«Нас интересует человек»
- Владимир Яковлевич, чем отличается любительское кино от профессионального?
- Да ничем, профессионал зарабатывает на этом деньги, это его профессия. Но есть любительские фильмы, которые не уступают по своей значимости, интересности. Любительские фильмы отличаются тем, что сфера культуры расширяется. Сегодня информационное поле настолько расширено и общество информировано, что появляется много людей, которые хотели бы, чтобы их услышали в любом творчестве. Живопись, музыка и кинематограф - сама форма - визуальное искусство - эта сфера очень расширилась. Появилось много творческих людей, которые накопили некое осмысление жизни, и хотят рассказать своё видение. Фестивальное движение в нашей стране очень расширилось, как раз таки по этой причине. Наша «Берегиня» (российский кинофестиваль «Берегиня» проходит в Архангельске с 2008 года - Ред.) зарождалась с целью дать возможность людям непрофессиональным показать своё творчество.
- Какой теме посвящён этот фестиваль?
- Он называется «Открытая Арктика». Арктика - это же не только корабли, которые ходят по северному морскому пути и это не только кладовые запасы. Арктика - это, прежде всего, человек. В нашем представлении, не только в российском, но в мировом, Арктика - это «терра инкогнита», как сама территория, так и люди, которые здесь живут. Ещё столько всего, о чём мы не знаем, например, какие народы населяют Арктику? Я не думаю, что кто-то перечислит народы, которые испокон веков живут на этой территории. Авторы фильмов показывают творческий потенциал людей, живущих в Арктике. Мы не ставим перед собой задачу сузиться до экономических проблем региона, нас интересует человек. Он такой же человек, как все, просто живёт в особом месте.
Поэтому наша сверхзадача: чтобы как можно больше людей познакомилось с этими работами. Поэтому мы и говорим: это открытый фестиваль. Все двери всех площадок будут открыты, посмотреть кино можно будет совершенно бесплатно.
Фермеры, ненцы, война
- Ожидаете работы местных авторов?
- Конечно. Уже заявились участники из Плесецкого, Вельского районов, из Онеги.
Кадр из фильма "40 лет на краю света"
- О чём рассказывают иностранные, а о чём российские авторы, если судить по «Берегине»?
- Вообще, есть общечеловеческие проблемы: любовь, взаимоотношения между людьми, культура, история. К примеру, шведы в прошлом году показали шикарнейший фильм о русской женщине, которая вышла замуж за иностранца, в фильме много юмора. К слову, шведов и норвежцев особо интересует вторая мировая война, на эту тему у них много работ. Это фильмы о судьбах военнопленных, исторические связи между нашими странами. Но иностранцы больше обращены на себя: это природа, это внутренний мир. По нашим понятиям, они так хорошо живут, что их интересуют только они сами (улыбается - Ред.), а мы больше снимаем кино о государстве, о том, как выживать, поэтому мы отличаемся от европейцев, они нас не понимают. Много фильмов стали снимать об истоках. Два года подряд к нам приезжали участники из Ханты-Мансийска, они показали прекрасные фильмы о ямальских ненцах, о шаманах, у них большой интерес вызывает возрождение языкового-культурного наследия. И сегодня происходит стремление к самосознанию. Посмотрите, все архивы завалены запросами, люди хотят знать свои корни. Очень много фильмов о восстановлении храмов, о возрождении духовной жизни, о людях. Сегодня так много парадных вещей в информационных программах, что человека не видно. Я вспоминаю, как в прошлом году автор из Украины представил очень хороший фильм о стариках, которые остались одни, а когда-то это был полустанок, они работали смотрителями, и он рассказывает об этих стариках, о том, как они живут сейчас. Давным-давно ушли бандиты, бизнесмены, на их место пришли герои-фермеры. Или очень интересный фильм сделали ребята из Верколы (Пинежский район - Ред.). Это фильм о Дмитрии Клопове, о его жизни, мировоззрении (самобытный художник, друг писателя Фёдора Абрамова - Ред.) Ну и о поисках своего пути, конечно, много кино.
- То есть это большей частью фильмы о смысле жизни, «на подумать»?
- Ну почему? Детское кино тоже представляют. На прошлом фестивале один из призов получил мультфильм о Соловках. Его сняли сами питерские мультипликаторы совместно с Соловецкими школьниками. Вообще, все мультфильмы - это что-то. Есть игровые фильмы, ребята тоже сами пишут сценарии, и это уже целое движение. У них можно многому учиться, у них мозги другие, они мастерски используют современные технологии. Как правило, унылых и пессимистических фильмов, которые совсем уж безнадёга, я не помню. Наоборот. Вот в иностранных фильмах этого, наверное, даже больше, от сытой жизни они самокопанием занимаются, а мы - про то, как выживать. Тревоги очень много, особенно, если мы возвращаемся к фильмам из арктических регионов. Но там щемящая тревога из-за того, что это может уйти, что мы можем так и не узнать, кто мы, где мы живём, каким богатством владеем.
- Можно ли где-то посмотреть авторские фильмы, которые уже были показаны на большом экране?
- Вообще кинофестиваль - это просмотр фестивальных фильмов. Тех фильмов, которые мы не найдём в Интернете. Здесь действует авторское право. Киноиндустрия - это не так просто, это большая сложная машина со своими законами. Что такое для киношника фестиваль? Для него самое важное, чтобы его работу посмотрел зритель на самом фестивале, чтобы оценило профессиональное жюри. А что касается того, можно ли найти эти фильмы в интернете? Если автор выставит, то можно, у нас нет такого права. Вспомните, в Архангельске ежегодно проходит фестиваль уличных театров, который делает Виктор Петрович Панов (худрук Молодёжного театра - Ред.), вы где можете посмотреть этот фестиваль ещё раз? Нигде. Вот и авторское кино можно посмотреть только на фестивале. Поэтому приходите на наш кинофестиваль, и смотрите хорошее кино.
Где посмотреть?
Основные площадки фестиваля:
Архангельск: кинотеатры «Русь», САФУ, библиотека им. Н. Добролюбова.
Северодвинск: кинотеатр «Родина».
Возможно, проявят интерес и присоединятся к проведению кинофестиваля и другие организации и увлеченные люди.
Где читать программу фестиваля и анонсы фильмов?
Сентябрь – это для организаторов фестиваля время отбора фильмов, формирование программы, договоры с именитыми режиссерами, которые приедут на фестиваль для проведения творческих встреч и мастер-классов, которые будут открыты для всех горожан и гостей города.
Программа будет опубликована на сайте, в СМИ, вступайте в группу фестиваля «ARCTIC OPEN» в соцсетях, следите за новостями. Там мы знакомим с фильмами, которые приходят со всех уголков России и стран арктических регионов.
Все новости фестиваля на сайте - Поморский культурный фонд Берегиня
Фейсбук - Профиль фестиваля ARCTIC OPEN
ВКонтакте - группа фестиваля.
Контакты
Заявки на кинофестиваль стран Арктики ARCTIC OPEN принимаются до 1 октября 2017 года.
E-mail: office@fbereginya.com Arctic.kinofest@gmail.com
Наталья Попова.
Оригинал материала - газета "Аргументы и факты"