Мультики на практике
Научить педагогов, а они — детей
Директор фестиваля Тамара Статикова убеждена — создавая любой проект, нужно в первую очередь учитывать потребности аудитории. В 2022 году во время образовательной программы фестиваля состоялась «Инклюзивная мультмастерская для детей». В финале за круглым столом руководители и педагоги мультстудий региона поделились с организаторами своей болью: «Здорово, что мы учим детей делать мультики. Но вот бы и нас этому научили!»
Ответом на этот крик души стал новый проект от команды фестиваля — «Мультмастерская для руководителей детских студий анимации Архангельской области». Ведь если вырастить из педагогов сценаристов и режиссёров-мультипликаторов, то «круги» творчества разойдутся широкими кольцами по всей Архангельской области: те, кто ещё находится на старте, смогут открыть новые мультстудии, опытные — выйдут на новый профессиональный уровень, а вместе с ними и их ученики.
«Мультмастерская» проходила в два этапа. Первый — онлайн-обучение у мастеров детского образовательного центра «СоюзМультКлуб» при легендарной киностудии «Союзмультфильм» Елены Макаренко и Марины Горской. Организаторам поступило более 70 заявок от желающих учиться! Но на курс смогли взять только 26 человек. Два с половиной месяца педагоги осваивали тонкости искусства анимации. Елену и Марину поразило, что до финала дошли все участники проекта. На «экзамене» педагоги представили 25 анимационных заставок для существующих мультстудий и тех, которые начинающие аниматоры ещё только планируют открыть.
«Мультики» в Голубино
На второй этап — летнюю мультсмену в культурно-ландшафтный парк «Голубино» — отправились семь педагогов и 24 талантливых юных мультипликатора из разных уголков Архангельской области. Марина Горская и Елена Макаренко также приехали курировать работу мультлабораторий. Творческое задание — всего за десять дней каждая команда должна создать мультфильм, связанный с Севером или Пинежским краем. Благо черпать вдохновение здесь легко. Достаточно выйти из своего домика на берег реки Пинеги, на котором расположился лагерь.
Наш журналист приехала на смену накануне премьерного показа мультфильмов и увидела, как команды снимают оставшиеся сцены. Педагоги то и дело смотрят на часы: на счету каждая минута. Впереди бессонная ночь. Нужно успеть смонтировать мультики, и эту работу придётся делать уже без детей.
«Мультики» — так прозвали в парк-отеле «Голубино» детей и педагогов, приехавших на мультсмену. Помимо вещей педагоги-мультики везли с собой оборудование: ноутбуки, специальные лампы, фотоаппараты, чтобы анимировать персонажей, а ещё пластилин, карандаши, гуашь, бумагу — всё, из чего потом ребята смогут создать и оживить своих героев. Конечно, педагоги как режиссёры начали подготовку ещё дома и изучили материал, который мог бы лечь в основу историй. Но это были только творческие стежки, нанизанные на живую нитку. Все сценарии дети придумывали сами. По словам взрослых, у юных мультипликаторов настолько богатая фантазия, что они только успевали записывать ход их мыслей.
Страшно до икоты!
В команде педагога Карины Барынькиной из города Мирного собрались самые старшие ребята. В основе их мультфильма «Свадебное проклятие» — пинежская легенда об икотницах. Дети в лагерях обожают рассказывать друг другу страшные истории перед сном, а тут им удалось создать мультфильм-страшилку в технике «бумажная перекладка».
Всех персонажей нарисовала Алёна Плетнёва из северодвинского «Северного кванториума». На бумажных лицах героев только не хватает рта. Оказывается, его рисовали в каждой фазе отдельно: вот малюсенький ротик открывается, закрывается, а затем расплывается в улыбке…
Другая Алёна из села Вознесенское приступила к монтажу. Елена Макарова объясняет ей нюансы работы в программе. Несмотря на то что до конца сдачи итоговой работы осталось мало времени, атмосфера в мастерской по‑деловому спокойная.
Для Карины участие в мультсмене — крутой опыт. Она только начала свою педагогическую деятельность после окончания университета и анимацию во время онлайн-обучения осваивала с ноля. Кураторы, мастера «Союзмультфильма», отмечают её прогресс и как педагога, и как режиссёра-мультипликатора. Карина горит идеей создать в Доме детского творчества в Мирном свою мультстудию.
Нюх на таланты
Главное, по словам ребят, чему они научились на этой смене — работать в команде. И это очень важно, так как за такой короткий промежуток времени невозможно создать мультфильм в одиночку. Вдумайтесь: в одной секунде должно быть двенадцать кадров! В профессиональных анимационных студиях только художников может быть десять человек, а ещё режиссёр, сценарист, звукорежиссёр, актёры озвучивания. Здесь ребята смогли поработать на каждом этапе создания мультика.
Группа педагогов Марины Соколенко и Нинель Артемьевой работает над созданием пластилинового мультфильма, в основе которого — пинежская сказка Бориса Кузнецова «Почему у зайца короткий хвост?». Все ребята при деле. Девочки лепят ёлочки и шутят, что участвуют в конкурсе на самую красивую ёлку. Юные аниматоры за компьютером недовольно поглядывают на непрошенных гостей и просят нас не подглядывать: им хочется сохранить интригу до премьеры. Мы их успокаиваем: читатели узнают об их работе уже после выхода мультфильма на «большой экран».
Самое интересное — наблюдать, как оживают анимационные герои. Над светящимся столом установлен фотоаппарат на штативе. Каждый раз, чтобы сделать новый кадр, нужно чуть‑чуть передвинуть персонажа. Вдруг на экране ноутбука оживает фигурка жонки из деревни Шардонеми, которая явно что‑то хочет нам рассказать про охоту на матёрых зайцев…
Полина Львова приехала на «Мультсмену» из Северодвинска. Она занимается не только в мультстудии, но ещё и учится в художественной школе, и это сразу видно по её работам. Девочка нарисовала для мультфильма фоны: зимний лес, поле и чёрную тропу. По её словам, рисовать ей нравится больше, чем лепить. Но на результате это не сказывается. Полина — автор шикарного гигантского носа, который в мультике выглядит абсолютно живым. Ноздри его раздуваются, втягивают воздух, пытаясь учуять зверя в лесу. Сказочник Кузнецов говорит: «Ведь у нас как на Севере? Если мужик белку носом не чует — не мужик!». После этих слов у охотника с «плохим» носом в мультфильме отрастают две пластилиновые косички. Отличный режиссёрский ход, а ещё нюх на таланты. Браво педагогам!
В процессе общения с руководителями команды выясняется любопытный факт. Марина Соколенко живёт и работает в селе Вознесенское Верхнетоемского округа. На противоположном берегу реки — в селе Нижняя Тойма — Нинель Артемьева. Казалось бы, два педагога-мультипликатора живут друг напротив друга, но познакомились они только год назад на «Инклюзивной мультмастерской для детей». Вот они — круги, бегущие по воде кинофестиваля Arctic Open…
Тут леший бродит…
Бывают осветители, а ребятам из команды Ольги Велютиной из Устьянского округа и Татьяны Сеньковой из Архангельска пришлось стать «затемнителями». Дело в том, что под мастерскую им досталась слишком светлая комната. Штор на окнах нет — от солнечного света не спрятаться, а для анимации необходима темнота. Дети по очереди забираются на стул рядом с рабочим местом и держат высоко в руках в качестве шторки обычный чёрный мусорный пакет. Работа «затемнителей» считается не менее важной, чем работа художников, сценаристов и аниматоров.
Педагоги показывают, как сделали станок из подручных средств: вместо стеклянного стола — рамка от картины. Кураторы «Союзмультфильма» одолжили им свой фотоаппарат и лампу. Для создания образа лешего дети собирали во время экскурсий природные материалы.
Ребята показывают эскизы раскадровки: на каждой картинке нарисовано, что делают персонажи. А вот и главный герой! На столе среди других пластилиновых фигурок — рыжий взъерошенный Вовка. Причёска выдаёт дерзкий характер мультяшного мальчишки.
В этой истории Вовка приезжает с группой детей на экскурсию в Голубино. Кстати, прототипом героя, показывающего красоты Пинежского заповедника, стал экскурсовод парка Олег Шаврин. От себя скажем, получилось очень похоже. Когда Вовка срывает венерин башмачок, то вдруг оказывается в прошлом. В этот момент появляется хранитель леса — леший (но мы‑то поняли, что это всё тот же экскурсовод Олег Шаврин. — Прим. ред.) и объясняет: чтобы вернуться в своё время, мальчик должен посадить краснокнижный цветок обратно в землю.
На вопрос — сложно ли создавать мультфильм? — педагоги и дети дружно отвечают: «Интересно!». Ольга Велютина теперь планирует открыть кружок у себя в Устьянском округе, в общеобразовательной школе. По словам Татьяны Сеньковой, педагога Ломоносовского дома детского творчества, на практике она освоила профессиональные программы и структурировала свои знания.
Под колокольный звон оживают куклы
Самую сложную технику мультипликации — кукольную анимацию — выбрали педагоги Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями Елена Коновалова и Светлана Скорнякова. Все участники команды работали в этой технике впервые. Сначала педагоги рассказали ребятам о легендарном звонаре России Иване Данилове, а они уже придумали сюжет мультфильма «Мелодия сердца…, а всё начиналось с кота». История повествует, как дети, живущие в виртуальном мире гаджетов, слышат колокольный звон и как по волшебству начинают преображаться.
Педагоги-мультипликаторы — люди находчивые. На местной стройке попросили у рабочих кусок пеноплекса. Так на импровизированной сцене зажил своей жизнью кукольный мир.
Елена и Светлана шутят, что каждую ночь к ним «приходила» одна куколка и просилась к ним в мультик. Так что спать им было некогда.
– Внутри кукол — проволока, чтобы они могли двигаться, — Елена показывает, как сгибаются ножки кукольной девочки, — крошечную обувь, мобильный телефон, веночки из цветов слепили из пластилина дети. Ребята эмоционально рассказывают, как во время съёмки у них на съёмочной площадке постоянно происходило землетрясение. Одно неудачное движение — и всё падает! А ещё сложно было выставить свет, так как изображение, в отличие от техники «перекладка», трёхмерное. Елена Макарова и Марина Горская были потрясены тем, что за такой короткий срок педагоги вместе с детьми создали качественную кукольную анимацию.
На премьеру пригласили пинежских детей. Зрительское жюри должно было выбрать лучший, на их взгляд, мультфильм. Равное количество голосов набрали работы «Свадебное проклятие» и «Почему у зайца короткий хвост?». Огромный торт от парка-отеля «Голубино» поставил вкусную точку в этой истории.
За десять дней все участники мультсмены выросли на целую голову. Педагоги проявили себя как настоящие сценаристы и режиссёры-мультипликаторы. Здесь они почувствовали поддержку профессионалов и обрели дружеское плечо коллег-единомышленников. Подхватив волну проекта, в разных местах Архангельской области они закрутят свой творческий водоворот.
А что дальше?..
Тамара Статикова, директор Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open:
– Сейчас мы находимся в такой точке, когда нужно брать новую высоту. Возможно, это будет фестиваль. Но главное понять – зачем? Что это даст? Когда мы создавали проект для руководителей мультстудий, мы понимали, что они дальше будут учить детей. Сейчас мы планируем на волонтёрских началах вести группу профессионального сообщества архангельских аниматоров и поддерживать связь друг с другом. А пока мы ставим в проекте многоточие…
Источник: областная газета "Правда Севера"
Автор - Татьяна Евграфова
Ищите нас:
Больше фото, видео, новостей в группе ВКонтакте "Мультипликаторы Архангельской области"
Нетворкинг любителей мультипликации Архангельской области, веб-страница «Мультипликаторы Архангельской области»