Лица кинофестиваля Arctic Open: Григорий Дитятковский – актёр единственной роли
- Да, не тот в этом году Арктик опен, не тот, - сетовал матёрый таксист, везший меня в «Титан Арену», где в пятницу начались кинопоказы. – В прошлом, помню, только и мотался то в аэропорт, то на ж\д вокзал встречать, а в этом…
- Так пандемия. Но останавливаться нельзя, всё делается на энтузиазме участников и их любви к магии экрана - пересказываю ему содержание своей же статьи «Мы не хотим потерять своё кино».
Человек за рулём понимающе кивает и тут же сокрушённо качает головой:
- Знакомых лиц совсем нет, даже перед знакомыми не похвастаешься, кто сидел рядом.
Ну, да – в этом году приглашённых 16 человек против прошлогодних 160 (примерно). Зато приехавшие для настоящих киногурманов. С одним из первых у меня и назначена встреча.
Помните расхожее выражение «актёр одной роли»? Относится ко многим. Например, Арчил Гомиашвили так и остался на всю долгую жизнь в искусстве «тем самым Бендером», а гениальный Сичкин «Бубой Касторским». Да что там говорить, Вячеслав Тихонов с огромной кинобиографией в зрительском сознании, прежде всего, «Штирлиц», а уж потом «Андрей Болконский». Проклятие? Как посмотреть…
Мой собеседник (терпеть ненавижу слово интервьюируемый… с моей-то дикцией) в этом списке особняком – у него ЕДИНСТВЕННАЯ кинороль. Зато какая – «Бродский» Тот самый лауреат Нобелевской премии, тянувший срок за тунеядство в архангельской деревне. Можно называть земляком (Кудрина, здесь учившегося, некоторые считают)? Сомневаюсь, что это понравилось бы самому поэту. И тем не менее…
С Григорием Дитятковским у меня сразу несколько точек соприкосновения. Во-первых, родство фамилий (сами, наверное, догадываетесь, какое). Во-вторых, оба живём на «чужбине» - он, киевлянин, в Питере, я, москвич, в Архангельске. И третье, главное, даты рождения – у него 17.06. 1959, у меня 18.06. 1959. Прямо-таки мистическое совпадение… вам не кажется?
Есть два пути на экран и на сцену. Первый – ты родился в семье творческих работников и просто не представлял себе другой жизни (как раз мой случай). У Григория второй – в семье технической интеллигенции ребёнок грезил Мельпоменой, посещая соответствующие кружки.
- После школы пытался поступить в Карпенко-Карова (Киевский институт театра, кино и телевидения, ещё советская кузница творческих нацкадров), неудачно… и слава богу.
Я удивлённо поднимаю брови. Мой визави отвечает мимикой… в общем, понятно.
Дитятковский едет в Ленинград и поступает в ЛГИТМиК. На курс А. Музеля, где лекции по режиссуре читает великий Товстоногов… путь предопределён. Город на Неве становится для него местом постоянного обитания, откуда он уезжает ставить спектакли по всей России, но куда всегда возвращается. С удовольствием.
- Кстати, - перебиваю, - как вы про себя называете свой город? Для меня он когда-то был «Питером», но после возвращения исторического имени на языке всё чаще вертится «Ленинград».
- Для меня он всегда Питер, Санкт-Петербург слишком длинно и вычурно.
(А ведь дикция хорошая, про себя удивляюсь я… и немного завидую).
У дипломированного театрального режиссёра Дитятковского всё складывается удачно, что нечасто бывает в этой штучной профессии. Постановки в ведущих театрах культурной столицы России… даже нет смысла перечислять. Престижные премии за театральную режиссуру.
Параллельно пробует себя как актёр, Бродского первый раз примерил в своём же спектакле «Мрамор» (вы на фотографию посмотрите… почти портретное сходство). Интересно…
- Я видел, как на съёмочной площадке работу за кадром совмещают с работой в кадре, тут всё понятно, оператор подключается. Но на сцене… Всё-таки, вы кто больше?
- Я – театральный режиссёр. Но не боюсь быть актёром, у меня получается разделять эти два направления. Помните, наверное, что Мольер писал все пьесы под себя. Также и я поступаю с режиссёрскими разработками.
И всё-таки мы говорим о кино, обстановка обязывает. Переходим к его кинороли Бродского в фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», восемь лет назад буквально взорвавшего тягучее течение нашего почти сугубо зрительского кинематографа, который так хорошо идёт под попкорн с пепси-колой. Кстати, эту ленту показывают в рамках нынешнего кинофестиваля… уж точно для гурманов.
- Как согласились? Почему пригласили, даже не спрашиваю…
- Потому что в руках был уникальный материал, мой на 100%. Плюс личность самого режиссёра, тоже уникальная. Я Андрею Юрьевичу абсолютно доверился (это режиссёр – режиссёру, прим. автора статьи). Известно, что хорошую пьесу плохая режиссура может погубить, как и хорошая в отдельных случаях вытащит никудышную. А здесь всё совпало, и материал, и мастер были высшей пробы. Ну и актёры – Юрский, Фрейндлих (о себе скромно умалчивает). Это даже не режиссура была, не монтаж в привычном понимании, а какая-то ворожба. Нет, не байопик, а метафорическая история возвращения к истокам, те самые строчки «На Васильевский остров я приду умирать». Всё на ассоциациях – жест рукой за книгой, поиски ключа…
Григорий увлечённо рассказывает почти драматический эпизод в той работе, когда Хржановский отказался от целой линии Кота (должен был сыграть Полунин, но в итоге снимался Леньков), полностью отснятой и смонтированной, но не ложившейся в окончательный вариант. Там вообще художественный вымысел пересекается с документалистикой плюс вкрапления анимации. Действительно… таинство. Впрочем, лучше один раз посмотреть… а то и два-три.
- Но прокатная судьба…
- На премьерном показе был полный зал, специально приезжал сам Тонино Гуэро. А вот дальше. Но это проблема всего авторского кинематографа.
Григорий рассказывает, как недавно ходил на «Дорогие товарищи». Кинотеатр на Невском, фильм Андрея Кончаловского, уже обласканный на престижных международных кинофестивалях и… два человека в зале. Понятно, что пандемия, но не до такой же степени!
- Сами сколько раз смотрели «Полторы комнаты»?
- Не поверите – один раз. Тогда, на премьерном показе.
- Чего так, не нравитесь сами себе на экране?
- Боюсь расплескать…
- Какой раз представляете фильм на кинофестивале?
И я опять огорошен ответом – тоже в первый. Нет, Григория приглашали и в Ниццу, и в Лондон, и в Нью-Йорк. Но он как тот актёр, что не едет в Голливуд, потому что у него ёлки. В случае режиссёра Дитятковского это работа над новыми спектаклями. Причём не в Швейцарии, а в провинциальных российских театрах.
- Неужели на недельку нельзя оторваться?
- Не могу подставлять актёров… с их-то зарплатами. Даже не поехал на вручение Госпремии и съёмки у Гордона в «Закрытом показе». По той же причине.
Вот это ответ настоящего русского интеллигента (безотносительно национальной принадлежности).
- Понятно, сейчас перерыв в работе. Кстати, по вам лично ударила пандемия?
- Ещё как. Раньше время было расписано не по месяцам, по дням. Сейчас большинство проектов или закрыто, или отложено. Спектакли отменяют, актёры болеют. Пока не понимаю, как будем возвращать зрителей с диванов в залы.
Мой собеседник в силу возраста и жизненного опыта человек здравомыслящий, уж точно не сорвиголова (по фотографии видно). Но и он считает ограничения, введённые для предприятий культуры, избыточными. Особенно в сравнении с…
- Сегодня прилетаем из Питера. На посадочной полосе нас сажают в автобус, чтобы везти к выходу. Стоим минут 15. Плотно, как кильки пряного посола. В масках далеко не все. Кто-то чихает. Никто температуру не меряет. И 25% заполняемости залов… театры закрывают, а метро работает - абсурд!
Тут нам намекают – Дитятковского хотят видеть на «Поморье». Соответственно, в телевизоре. Быстро закругляюсь.
- Что рассчитываете увидеть в Архангельске, с кем потусоваться?
- С последним вряд ли, я не вхожу в киношную тусовку, мало кого знаю. Но с интеллигентными людьми всегда приятно пообщаться (я аж зарделся). Увидеть… пригласили в театр Панова, мне интересно. Потом хочу увидеть последний фильм Хржановского «Нос». Да, и будет с ним встреча онлайн на показе «Полторы комнаты», набираюсь мужества посмотреть себя на экране второй раз. Сам Архангельск и окрестности? Не думаю… погода мало располагающая.
Да, не в самое удачное время Григорий к нам приехал – редкое декабрьское межсезонье. Ну, дай бог, не в последний раз…
Леонид Черток , ИА "Руснорд"
(фото Артема Келарева)
Больше новостей на сайте ARCTIC OPEN