Главные фильмы Arctic Open, которые вы могли пропустить, а жаль: выбор «Региона 29»
12.12.2018
|
Кинопоказы и встречи с режиссёрами имели огромный успех у архангельского зрителя. Фото Артёма Келарева. Мы не стали спорить с законами природы и, доверившись интуиции и кинокритикам, выбрали те игровые фильмы, пропустить которые было бы мучительно больно. Оказалось, угадали: посмотренные нами фильмы конкурсной программы без «ледяных» статуэток не остались. «Затерянные во льдах»Фильм-открытие фестиваля. Без этой арктической робинзонады бразильского режиссёра Джо Пенна было бы сложно представить программу фестиваля Arctic Open. Герой Мадса Миккельсена — пилот Хаксли Овергард, оказавшийся в ледяной пустыне в результате авиакатастрофы, — подходит к выживанию при -70⁰С с нордической обстоятельностью. Каждый день он ходит выкапывать на снегу гигантский сигнал SOS. Его распорядок дня нарушают падение вертолёта и необходимость позаботиться о единственной выжившей — раненой пассажирке. Суровый арктический Робинзон трепетно ухаживает о незнакомке. Человеку нужен человек, особенно там, где ему не место, где природа ему не рада. Ради пассажирки вертолёта пилот решается на отчаянный марш-бросок до метеостанции — в отчаянной надежде на спасение. И пока герой тянет отмороженными руками по ледяной пустыне «люльку» с пострадавшей, отбиваясь от белого медведя, сбиваясь с пути и пересиливая физическую боль, эта надежда то разбивается в пыль, то возрождается из пепла. Редкому зрителю — наверное, лишь обладателю монолитного оптимизма и несокрушимой веры — удаётся пронести через весь фильм скептическое «Ой, да всё равно ведь хорошо кончится!». Уж очень сложно верить, когда медведь рычит над головами у Овергарда и его подопечной, когда хрустит кость в раненой ноге, когда слабеет дыхание, когда улетает вертолёт. В фильме своего рода две концовки — как будто для пессимиста и оптимиста, но одна из них — обманка, прорывающая плотину зрительского сострадания. Комментарий от зрителя. Екатерина Бобкова 6 декабря 21.44 Процитировано из соц. сети Вконтакте #ArcticOpen «Силы небесные!... Вместо слов я бы оставила здесь кучищу многоточия в качестве символа мурашек, которые сжирали меня это бесконечное количество минут исландской картины «Затерянные во льдах» . И вовсе не от удовольствия или...как его там — счастья, катарсиса. Для сегодняшних зрителей этот фильм — премьера, которую они увидели первыми (в широкий прокат выйдет только в феврале 2019). До этого он шагал исключительно по фестивалям, начиная с Каннского, заканчивая фестом в Южной Корее. Именно эта картина выбрана фильмом-открытием Второго кинофестиваля стран Арктики. Режиссер Джо Пенн, и это его первая полнометражная работа. Главная роль принадлежит датскому актёру Мадсу Миккельсену, и, если откровенно, я не представляю, в человеческих ли силах сыграть эту роль еще мощнее? Хотя, глядя на действия героя, очень сомневаюсь, что он вообще человек. Вы смотрели «Страсти Христовы» Мэла Гибсона? Можно я не буду пояснять аналогию? Кто смотрел, поймёт. Нет сил это описывать, я будто сама выживала в Арктике при -70, спасая умирающего человека, тащила будто его на себе, будто орала на медведя я сама, будто потерпела крушение, обморозила все конечности, ела сырую рыбу, сжигала свою единственную куртку в последней надежде, что спасатели увидят меня, полумёртвую с полуживым человеком среди этих равнодушных и суровых льдов. Этот фильм очень отличается от предыдущего (ниже). Не тем, что он хуже, лучше и не наличием музыкального сопровождения и графического медведя, и даже не тем, что он художественный, а не документалка. Дело в том, что у этого фильма другая цель: он показывает нам Человека. Одетого в миллион одежд среди Арктики, но абсолютно голого, ибо не перед кем, никого вокруг: человек сам себе хозяин. Никто не увидит ни достижений, ни слабостей этого человека. Какой он, человек, шагающий по грани жизни? Откуда он черпает силы? Что помогает ему идти вперёд вот в такой вот плюющей в лицо, бесчувственной Арктике? «Я с тобой, ты не одна, ты. Не. Одна», — может быть это? У меня просто нет сил бежать на последний запланированный фильм после такого. Спасибо. » Пресс-служба МКСА Arctic open Премьера в России: 21 февраля 2019. Михаил Сегал. Фото Артёма Келарева. «Слоны могут играть в футбол»За этот фильм Михаил Сегал получил приз за лучшую режиссуру в игровом кино. Его герой Дмитрий, которого после перерыва в актёрской карьере сыграл Владимир Мишуков, — топ-менеджер средних лет, который живёт одиноко и дисциплинированно — каждое утро делает планку, сердечно, но не заинтересованно общается с пожилыми родителями по скайпу, журит коллег за трёхминутное опоздание. Он встречает трёх девушек — пусть и вышедших из «нимфеточного» возраста, но всё равно очень юных по сравнению с ним. Первая — выпускница Маша (Софья Гершевич), которая увлекается искусством, английским, и ходит по парусом. Вторая — замкнутая бегунья Света (Варвара Пахомова). И третья, самая близкая герою, — нежная и свободная Лика (Александра Быстржицкая). Всех троих сыграли юные дебютантки: найти профессиональных актрис чуть за 20 сложно, а Сегалу было важно, чтобы девушки играли свои роли, а не возраст. К каждой герой чувствует интерес и притяжение. Но имеет ли оно сексуальный характер? Не спешите судить. На старте работы режиссёр, по его словам, решил сделать фильм «изматывающе целомудренным». Но — настолько, чтобы оставалась щекотливая недосказанность. Обман ожиданий зрителя в этой ленте Михаил Сегал использует как художественный метод, причём неоднократно. «А зачем разговаривать, когда и так всё понятно?», — спрашивает Маша Диму на романтичной одесской крыше. И поцелуя, который вроде как диктуют определённые законы жанра, не происходит. И это лишь самый невинный обман. Всё оказывается не тем, чем кажется: маньяк — спасителем, возлюбленный — одиночкой, полным нереализованных чувств и эмоций. Премьера состоялась 18 октября, цифровой релиз — 22 ноября. Юсуп Разыков. Фото Артёма Келарева «Турецкое седло»Фильм-обладатель приза Arctic Open за лучший сценарий. Турецкое седло — это своеобразный карман в кости черепа, в котором находится гипофиз. Юзуп Разыков написал и снял историю об агенте наружного наблюдения госбезопасности на пенсии. Как он сам рассказал, написал под актёра — Валерия Маслова. В нём, по словам режиссёра, был какой-то код, который хотелось расшифровать. Разыков и Маслов вместе четыре года продумывали своего персонажа. Тотально одинокий бывший «топтун» Ильич продолжает «пасти» тех, кто возбуждает в нём любопытство, тех, за кем, по его мнению «глаз да глаз нужен». Эту фразу герой произносит с завидной настойчивостью, словно возомнил себя пастырем и отцом для несмышлёных детей: так в его искривлённом сознании прорастает семя власти, посаженное КГБ. Несмотря на свою отчасти социопатию — архангельские зрители сравнили Ильича с Ганнибалом Лектером в исполнении Энтони Хопкинса! — он кроток и скромен. Пробудившееся нежное чувство к замужней молодой соседке, артистке филармонии, выбрасывает его за пределы привычной парадигмы. Впервые он жаждет сближения с человеческим лицом, но привычка — вторая натура: искривлённое сознание так запросто не выправить, «топтун» умеет только следить за людьми и драться. Несостоявшаяся история любви заканчивается катастрофой и разрушительным раскаянием. Цифровой релиз состоялся в мае 2018 года. «Зимние братья»Самый загадочный фильм конкурсной программы, принёсший Марии фон Хаусвольф приз за лучшую операторскую работу. Лента Хлинюра Палмасона рассказывает о двух братьях-шахтёрах — Эмиле и Йохане. Эмиль — диковатый аутсайдер, который «сохнет» по соседке Анне и варит самогон, разбавляя его химикатами, украденными с производства. Весь он какой-то неудобный. Товарищи по шахте называют его папенькиным сынком, но у него и отца-то нет. Его брат Йохан, которому Анна отдаёт предпочтение, говорит, что он не любит людей, на что Эмиль парадоксально парирует: «Я тоже человек. Как можно не любить самого себя?». Отчего-то — явно не от хорошей жизни! — он каждый день тренируется держать винтовку перед телевизором. Эти регулярные тренировки нагнетают тревогу, но интрига разрешается не по-чеховски: ружьё не выстреливает, а действие проваливается в метафизику, как в бездну. Российская премьера состоялась в октябре 2018 года. Джессика Диннадж. Фото Артёма Келарева. «Виновный»Лучший игровой фильм фестиваля Arctic Open — датский триллер Густава Мёллера. Два бриллианта в его короне — поразительный, морально уничтожающий сценарий и невероятный актёр Якоб Седерген, сыгравший Асгера Хольма — бывшего полицейского, который вынужден принимать звонки в диспетчерской службы 112. Однажды он поднимает трубку и слышит женский голос: «Привет, солнышко». Интернет-журнал The Village как-то провёл эксперимент — понимает ли служба спасения намеки — прибудет ли помощь, если жертва притворится, что звонит заказать пиццу? Реальный диспетчер тест провалил, но Асгер Хольм понял, что на том конце провода — женщина в беде, которая делает вид, что звонит маленькой дочке, чтобы её похититель ничего не заподозрил. Операция по спасению похищенной (и надо ли её спасать? — вот вопрос, причём не праздный) разворачивается за кадром: как и Асгер, мы можем только напряжённо вслушиваться и ждать звонка. Но при всей своей остросюжетности «Виновный» — это психологическая драма о вине, о том, что наши поступки имеют непредсказуемые и страшные последствия. Асгер отправляет маленькую дочку похищенной проведать братика, но не представляет, какую цепь ужасающих открытий спровоцирует это кажущееся единственно верным решение. Скорость, с которой герои и злодеи меняются местами, сбивает с толку, заставляя надеяться, что финал рассудит, кто есть кто. На самом деле, он покажет, что никаких героев и злодеев нет вообще. Голосом похищенной Ибен стала молодая актриса Джессика Диннадж. Она рассказала архангельским зрителям, что её пробы проходили в тёмной комнате, и когда она прочла сценарий, то очень испугалась. Все разговоры её героини с героем Седергрена снимали в режиме реального времени: они правда говорили по телефону. Интересно, что американцы уже купили права на съёмку ремейка датского триллера. Главную роль в нём исполнит Джейк Джилленхол. Цифровой релиз — 10 января 2019. Фильм-закрытие. Фото Артёма Келарева. «Царь-птица»Фильм-закрытие фестиваля, получивший призы «За умение видеть в малом большое» и «За уникальный актёрский дуэт». Действие фильма происходит в 1930-е. Его герои, пожилые супруги, родом из прежней, исконной Якутии, когда в хижинах — «балабанах» — в окна вместо стекла вставляли лёд, а животных считали посланниками Бога на земле. Старик Микиппэр и старуха Оппуос по-другому взаимодействуют с миром, напрямую через космос: они верят, что орлу — Царь-птице — «двуногий и тени не переступит». Картину Эдуарда Новикова кое-что связывает с триллером Густава Мёллера — это тоже в своём роде фильм о вине. Микиппэр, приютив орла (которого сыграл беркут Тумара), искупает свою старую вину за то, что в детстве помешал птице построить гнездо. Он верит, что орёл прилетел проводить его в последний путь, но всё происходит наоборот. Печальная развязка картины — недвусмысленная иллюстрация того, как советская идеология перемалывала национальные культуры и традиции. И для нас «Царь-птица» — это магический способ подключиться к другой культуре, заглянуть за грань времени и пространства. ИА Регион29 |