Адрес:
163000, г.Архангельск
ул.Поморская, д.5, офис 405

Телефон/факс:
+7 (8182) 24 30 32
   

"Берегиня-2016": через тернии к звездам

15.12.2016
"Берегиня-2016": через тернии к звездам

«Берегиня-2016»: через тернии к звездам

Фестиваль пробил дорогу к своему зрителю и достучался до сердец.

С 8 по 10 декабря архангелогородцы всех возрастов смотрели кино – короткометражное и полнометражное, любительское и профессиональное, игровое, документальное и анимационное – в столице Поморья проходил  конкурс V Международного кинофестиваля «Берегиня».

В конкурсе участвовали 105 работ. Победителями стали не все, но каждая картина нашла своего благодарного зрителя. Газета «Архангельск – город воинской славы» выступила информационным партнером фестиваля.

Оптимистичный девиз и компетентное жюри



По разнообразию конкурсных работ, уровню показов внеконкурсной программы «Берегиня-2016» стала одним из главных событий года в культурной жизни не только Архангельска, но и всей страны.

Еще до начала показов фестиваль стал рекордсменом: на суд жюри прислали сотни работ из разных уголков России и из-за рубежа. Этому, как отмечал директор фестиваля Владимир Лойтер, способствовало информационное сотрудничество с федеральными СМИ, в частности, с ИТАР-ТАСС. В конкурсе поучаствовали, например, картины из Ирана, Испании, Таджикистана, Беларуси. Само собой, прислали фильмы наши северные соседи – Норвегия, Финляндия и Швеция. Также существенно расширилась география российских конкурсантов. Помимо городов и поселков Архангельской области на «Берегиню» приехали участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, Перми, Сыктывкара, Мурманска, Нарьян-Мара и других городов.

Всего в лонг-лист вошли 200 работ, из которых члены жюри отобрали 105 картин. Для сравнения: в 2014 году в конкурсе участвовало 65 фильмов и программ. Правда, тогда была определена тематика конкурса – межэтнические отношения. На этот раз тематических ограничений не было, лишь очень вольно трактуемый оптимистичный девиз «Вместе в будущее!». Однако остались номинации «Земля – наш общий дом» и «Душа народа». К ним присоединилась номинация «Доступная Арктика», поскольку сейчас тема покорения арктических широт, в том числе художниками и режиссерами, более чем актуальна.

Если говорить о жюри, то в качестве председателя вновь работал президент Евразийской Академии Телевидения и Радио Валерий Рузин (Москва). Составили ему компанию люди не менее компетентные: основатель и директор международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовет!» Сергей Апрелев (Санкт-Петербург), режиссер-документалист и руководитель медиацентра САФУ «Арктический мост» Анжелика Долинина (Архангельск), начальник службы радиовещания ВГТРК «Поморье» Нина Киселева (Архангельск), руководитель медиахолдинга ТВ-21 и президент международного кинофестиваля «Северный характер» Светлана Солдатова (Мурманск), кинокритик и историк кино Александр Шпагин (Москва), главный специалист Министерства культуры и духовного развития Республики Саха и организатор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис (Якутск).

Кино в театре и театр в кино

Стартовал фестиваль с дискуссии «Авторский кинематограф: в поисках зрителя». Правда, спора не получилось, поскольку члены жюри и приглашенные спикеры были в целом едины во мнении. Говорили о том, что сегодня авторское кино вынуждено искать дорогу к зрителю окольными путями, поскольку прокатчики неохотно берутся за показы «кино не для всех». Однако надежда на возрождение интереса к нему есть: фестивали по всей стране, в том числе «Берегиня», воспитывают свою аудиторию, развивается и региональное кино. Феномен Якутии тому доказательство. Организатор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис рассказала, что сегодня в дни фестиваля на показы билетов не достать, а якутские режиссеры выигрывают призы на престижных российских и международных кинофестивалях.

Не меньшую пользу в формировании умного зрителя могут оказать киноклубы. Такой есть в Северодвинске при кинокомплексе «Родина»: для любителей авторского кино проводят показы с обсуждением картин. Директор комплекса Наталья Казнина отметила, что, видя интерес аудитории, прокатчик готов показывать, казалось бы, невыигрышные в плане сборов фильмы, в том числе фестивальные ленты. Удачный пример – полные залы северодвинцев на показах картин международного фестиваля из Тромсе (TIFF).



Поскольку кинокомплексы сегодня зарабатывают в основном на блокбастерах, популярных сагах и молодежных комедиях, авторское кино ищет и находит своего зрителя… в театре. Архангелогородцы уже знают о проекте «Кино в театре», организованном Молодежным театром при поддержке школы кино «Инфильм». В рамках этого проекта зрители получают возможность не только посмотреть картины, которые обычно не доходят до широких экранов, но и пообщаться с известными актерами, режиссерами, сценаристами. Уже были в Архангельске Александр Адабашьян, Кирилл Плетнев, Николай Лебедев и Павел Лунгин.

На «Берегине» анонсировали визит Андрея Кончаловского. Нечужой нам автор «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» привезет в столицу Поморья свой новый фильм «Рай», за который в этом году получил приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Показ состоится 25 декабря в кинотеатре «Русь».

Кроме того, не только кино проникает в театр, но и театр – в кино. Два года назад на «Берегине» показывали дебют в кинорежиссуре нашего земляка Михаила Угарова, драматурга, театрального режиссера и худрука московского Театр.doc. Он снял фильм о семействе Антона Чехова «Братья Ч». В этом году Михаил Угаров снова побывал в Архангельске, но не с новой картиной, а со своим театром – участники «Берегини» и зрители увидели радикальный для нашей сцены спектакль «24+». Это, безусловно, как минимум расширило кругозор публики.

Города у моря объединятся в ассоциацию

Кстати, о площадках «Берегини». Культурные и образовательные учреждения города показали свою заинтересованность в фестивале. В этом году фильмы-конкурсанты показывали в научной библиотеке САФУ, в областной библиотеке Добролюбова, Северном морском музее, Октябрьской библиотеке № 2, Гостиных дворах. Кроме того, все желающие могли сами организовать свое причащение к прекрасному: всем была предоставлена возможность смотреть любые из приглянувшихся лент конкурсной программы в электронном читальном зале научной библиотеки САФУ.

Однако «Берегиня» набрала и продолжит набирать силу, поэтому ей нужны новые площадки. Этот вопрос в числе других обсуждался на встрече членов жюри и гостей фестиваля с заместителем главы города – руководителем аппарата Сергеем Ковалевым и начальником управления культуры и молодежной политики Натальей Зарубиной.

– Замечательно, что руководство области и города поддерживает фестиваль «Берегиня». Архангельск действительно культурная столица, здесь жизнь насыщена культурными событиями, одновременно с фестивалем открылась масштабная выставка «Лики России». Нас здесь собралось шесть директоров различных фестивалей. И родилась идея сделать ассоциацию фестивалей приморских городов – городов-портов. Ведь мы много чего полезного можем сделать друг для друга, сотрудничать с Российским военно-историческим обществом в том числе. Расширение культурной территории очень важно. Мы можем обмениваться не только кинофильмами, но и спектаклями, выставками и так далее, – отметил Валерий Рузин.

– Для города фестиваль «Берегиня» – знаковое событие. А идея об ассоциации фестивалей городов-портов, таких как Мурманск, Архангельск, Севастополь, Санкт-Петербург и других, очень интересна. Конечно, мы будем ее всячески поддерживать, – отметил Сергей Ковалев.

Исполнительный директор «Берегини» Тамара Статикова рассказала о  киномарафоне «Содружество Арктических фестивалей», в рамках которого в городах и районах Архангельской области показывают фильмы-участники фестивалей Арктической зоны. Она отметила, что муниципальные библиотеки Архангельска могли бы стать хорошими площадками не только для киномарафона, но и для показов фильмов «Берегини» и других фестивалей.

Кроме того, на встрече обсудили перспективы показа картин «Берегини» на предстоящем форуме «Арктика – территория диалога», а также на Съезде городов-героев и городов воинской славы, который пройдет в Архангельске будущим летом.

О чем молчат французы и как живут норвежцы?

Собственно в кинотеатре, на широком экране, зрители увидели лишь фильмы внеконкурсной программы. Открывала «Берегиню» премьера – художественная полнометражная картина «О чем молчат французы» знаменитого «гардемарина», ныне режиссера Владимира Шевелькова. Шевельков известен широкой публике как князь Никита Оленев из фильма «Гардемарины, вперед!», а также по кинолентам «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Сердца трех». Однако все эти роли были довольно давно, в последние годы он занимается кинорежиссурой. Он снял, например, популярные сериалы «Станица» и «Тест на беременность».


Летнее, легкое кино «О чем молчат французы» публике понравилось – было занимательно, смешно, но не банально и пошло. Это мистическая комедия, сказка или просто история любви – каждый воспринял ленту по-своему.

Действие происходит в летнем Санкт-Петербурге. Обычный парень Тиллим Папалексиев неожиданно обнаруживает в себе экстраординарные способности. Он может проникать в мысли мужчин через прикосновения, например рукопожатие. Этот дар переворачивает его жизнь с ног на голову – к нему разом приходят слава, деньги, девушка мечты и связанные со всем этим проблемы. Ему предстоит разобраться в своих чувствах к двум женщинам, найти похищенные при ограблении инкассаторов деньги и преступников, помочь арабскому шейху отыскать пропавший фамильный перстень, а также разгадать тайну, с которой оказался непостижимым образом связан, – тайну императора Наполеона, обладавшего такой же, как у него, суперспособностью. Об этом, собственно, и молчат французы.

После показа зрители пообщались с автором книги, которая послужила основой для сценария фильма, Владимиром Корневым, а также с режиссером картины  Владимиром Шевельковым.

– Это мой первый полнометражный фильм. Когда я выбирал тему для него, понял, что мне надо взять Вовину (Владимира Корнева – прим. ред.) первую книгу, потому что она о том, что меня волнует. Она о преданности, искренности, честности. О том, что любовь в мире что-то значит и что женщины правят миром. Преданность и красота русских женщин не сравнится ни с чем, – рассказал зрителям
Владимир Шевельков.

На следующий день архангелогородцы смотрели мелодраму российско-норвежского производства «Обожженные морозом», тоже о честности и предательстве, только на другом материале. Режиссер Кнут Эрик Йенсен рассказал историю периода Великой Отечественной войны, произошедшую в маленьком норвежском поселке. Главный герой Симон должен был делать выбор: остаться с теми, кого укрывал от гитлеровских оккупантов во время войны, или встать на сторону НАТО. А 10 декабря Кнут Йенсен в Гостиных дворах показал еще одну свою картину о жизни простых людей Норвегии в меняющемся мире под названием «Полярная звезда».

«Контрибуция»: три часа восторга

Закрывающей фестиваль лентой стала трехчасовая режиссерская версия «Контрибуции» Сергея Снежкина, который лично приехал представить творение. У архангельских зрителей был уникальный шанс – посмотреть фильм так, как его задумал и сделал известный петербургский режиссер. Не урезанную продюсером картину до этого видели лишь англичане и французы. Жаль только, что немногие архангелогородцы этим шансом воспользовались. Если на показе «О чем молчат французы» зал был полон, то на показе «Контрибуции» – наполовину пуст. Возможно, людей испугал хронометраж или серьезность темы Гражданской войны в России. И то и другое – зря. Однако перед началом сеанса Сергей Снежкин подчеркнул, что для него важно не количество, а качество зрителя.

Три часа пролетели как один миг. «Контрибуция» – исторический детектив с элементами комедии. Лихо закрученная интрига, удачные диалоги и замечательный ансамбль ведущих петербургских актеров (Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Илья Носков, Евгений Дятлов, Сергей Перегудов и другие), наконец, отменная режиссура и отличная операторская работа Сергея Мачильского обеспечили восторженные отзывы немногочисленных зрителей после показа.

– Ваша работа достойна самых высоких премий, – призналась режиссеру одна из зрительниц, выразив, в принципе, общее мнение зала.


Действие фильма происходит в 1918 году в Перми. Белогвардейцы под командованием молодого генерала Пепеляева взяли город и собираются идти на Вятку, а к весне взять Москву. Но нет денег, чтобы обеспечить армию всем необходимым. Тогда генерал по наущению капитана Шамардина собирает у себя пермских купцов-миллионников и объявляет контрибуцию, то есть сбор денег на нужды армии. Богатая вдова Чагина вместо денег приносит дорогой бриллиант, который таинственным образом пропадает на следующий день. Приговоренному к расстрелу «красному» следователю Мурзину, который несколько лет назад увел у генерала невесту, Пепеляев доверяет найти пропажу. Однако время строго ограничено, и, если тот не справится с задачей, его ждет смерть. В ходе следствия Мурзин расследует ограбление века. Во всей этой авантюрной истории есть и любовная интрига, и размышления о судьбах России.

– Авантюрный сюжет – это такой ключ к зрителю, чтобы ему было интересно. Надо было насадить на какой-то шампур действие, это был такой циничный расчет, чтобы за некой детективной историей рассказать историю людей. Знаете, нам всем кажется, что мы уникальны, что до нас ничего не было и после нас ничего не будет. И это характерно не только для России, это свойство человека вообще. Безнравственные люди начинают распиливать историю в своих интересах. На экране и в зале – одни и те же люди, только на экране они в других обстоятельствах. Поэтому нашей задачей было снять кино про людей, хороших и плохих, и понять, почему они становятся хорошими и плохими. Весь вопрос в выборе, мы всю жизнь находимся в состоянии выбора: выбираем жену, поступок, судьбу. Про это, собственно, фильм, – рассказал о замысле Сергей Снежкин.

Кстати, фильм снят по одноименной повести Леонида Юзефовича, который неделю назад получил премию «Большая книга» за документальный роман «Зимняя дорога». В нем продолжается рассказ о генерале Пепеляеве.

Для тех, кто пропустил показ «Контрибуции» в Архангельске: не пропустите фильм в эфире Первого канала. Пока неизвестно, когда именно его покажут, но Сергей Снежкин сказал, что режиссерская версия куплена для телепроката.

На чудаках мир держится

Что же сказать о фильмах, которые сражались друг с другом в конкурсной программе и стали победителями? Можно выделить темы и проблемы, которые объединяют работы.

Проблема выбора жизненного пути, о которой говорил Сергей Снежкин, а также духовных поисков показана во многих картинах и любителей, и профессионалов. Так, например, жители деревни из документального фильма «В зеркале Верколы» (Инга Швецова, Алексей Шаршов, Архангельск), который признали лучшим среди любителей, решают, уехать из деревни или остаться, ходить в церковь или не ходить. О выборе задумываются и дети, которые при помощи анимационной студии «Да» (Санкт-Петербург) создали документальный мультфильм «Люди острова» о жителях Соловков.

И две ленты, получившие Гран-при фестиваля: анимационный фильм «Кто здесь самый главный?» (также студия «Да») среди любителей и документальный фильм «Счастье не за горами» (кинокомпания «Снега», Екатеринбург) среди профессионалов, – о том же. Первый рассказывает о человеке, который отказался следовать странным правилам, установленным государством, выбрал свой путь. Во втором показана история юной японки, которая приехала в Россию, чтобы стать настоящей балериной, и на пути к цели мужественно преодолевает любые трудности.

В номинации «Душа народа» победил фильм «Живи, солдат, живи» (Кирстен Гайнет, Москва). Сердца членов жюри и зрителей тронула трагическая история жизни башкирского солдата Газиза, через которую показана и трагедия в истории страны – катастрофа в Чернобыле.

В номинации «Земля – наш общий дом» отметили фильм из документального цикла «Окарина» (студия «Регион», Петрозаводск). Его авторы попытались передать современное состояние людей, живущих в карельских деревнях, на фоне социальных потрясений, которые происходят последние 20 лет в России.

Номинация «Доступная Арктика» покорилась Григорию Чухину и Александру Суханову (Арктическое информационное агентство, Архангельск). Они создали документальную трилогию «Русский архипелаг» о людях и буднях Новой Земли.

Специальным призом жюри поощрило игровой короткометражный фильм «Светлячок» Марины Макаровой,  Натальи Назаровой и Марии Смольниковой (продюсерский центр VERUM, Москва). Эта картина о чудаках – трех жителях портового города, на хрупких плечах которых, кажется, держится весь мир, поскольку они, как маяки, светят всем, кто может сбиться с пути. Кстати, фильм снимали в Архангельске и Северодвинске в 2014 году. А сейчас авторы ищут финансирование на съемки полнометражного продолжения истории.

– Здорово, что «Берегиня», как и наш «Северный характер», местный фестиваль, который здесь родился, не был переселен сюда откуда-то из центра, из Москвы. Люди, которые им занимаются, не коммерсанты, а в первую очередь патриоты своего края. Они любят режиссеров, которые к ним приезжают, в том числе непрофессионалов. Самая большая сила фестиваля в том, что здесь встречаются профессионалы и любители. В Архангельской области, по-моему, более 500 населенных пунктов, и в каждом из них есть свой летописец. Он доморощенный, он смешной, он снимает плохо, но для него выезд в Архангельск на «Берегиню» – это выезд на «Оскар». У себя в деревне его не ценят, он там чудак с вишенками на шляпе, а здесь он самый лучший. Поэтому в смысле социальной реабилитации людей фестиваль выполняет серьезную миссию. К тому же именно по произведениям этих летописцев мы будем знать, какой была область в определенный период времени, – поделилась впечатлениями член жюри Светлана Солдатова.

Предметно

Другие победители фестиваля «Берегиня-2016»:
«Чистый лист» (Айна Мередова, Москва) – лучший документальный фильм (профессионалы);
«Память поколений» (Наталия Шуричева, Вуктыл) – лучший короткометражный фильм (любители);
«Бубен верхнего мира» (Татьяна Перцева, Санкт-Петербург) – лучший короткометражный фильм (профессионалы);
«Невидимый слон» (Анастасия Соколова, кинокомпания «Снега», Екатеринбург) – лучший анимационный фильм (профессионалы);
«Свидетель прошлого» (Таисия Меньшикова, Дмитрий Коротов, Петр Меньшиков, Михаил Долинин, Виктор Толкачев, медиацентр САФУ «Арктический мост», Архангельск) – лучший документальный фильм-очерк или портрет (профессионалы);
«Строгий выговор» (Сергей Целиков, киностудия «Лето», Москва) – лучший игровой фильм (профес-
сионалы);
«Четыре открытки Марте» (Эрнан Талавера, Испания) – лучшая кинозарисовка (любители);
«Цикл видеороликов об Арктике» (Николай Гернет, Ирина Скалина, национальный парк «Русская Арктика», Архангельск) – лучшая кинозарисовка (профессионалы);
«Восхождение на Сток-Кангри. Рассказ Марии Челпановой» (Андрей Миронов, Вельск) – лучший путевой очерк (любители);
«Горная болезнь» (Ирина Ковшова, Михаил Аброськин, Владимир Школьников, Виталий Попков, Владислав Дмитриев, ООО «Северо-Западное вещание», Мурманск) – лучший путевой очерк (профессионалы);
«Мудъюг – остров смерти» – выпуск проекта «За рубежи привычной жизни» (Евгений Белоусов, Архангельск) – лучший репортаж или телевизионная программа (любители);
«Магия ремесла: тайны прикамских кузнецов»  – выпуск программы «Увидеть завтра» (Ирина Герасимчук, Александр Аксенов, Родион Вазиев, Эдуард Гильманов, УТВ-Медиа, Пермь) – лучший репортаж или телевизионная программа (профессионалы).

Специальные призы получили: от Архангельской и Холмогорской епархии – фильм «Право на выбор» (образовательный проект «Берега», Москва); приз Арктического морского института им. В. И. Воронина – программа «Высокие широты капитана Воронина» (редакция телеканала «Совет Федерации», Москва); приз имени Антона Лойтера «За креативность мышления» – документальный фильм «Ноль» (Никита Белорусов, Сыктывкар), приз АЦБК в номинации «Самый молодой участник» – медиастудия «В связке-юниор» и центр «Архангел» (Архангельск).

Также ряд фильмов отметили дипломами Евразийской Академии Телевидения и Радио.

Мария ГАВРИЛОВА, фото: Кирилл ИОДАС  



Вернуться к новостям