Адрес:
163069, г Архангельск,
ул Поморская, д 5, офис 405
office@fbereginya.com

"Этот фильм даёт возможность прожить вместе с героями необычный жизненный опыт"

15.11.2023

В Архангельске зрители обсудили фильм-участник фестиваля «Arctic Open — детям».

Вместе с актерами и режиссерами, они искали ответ на вопрос — можно ли с помощью авторского кино лечить болезненные раны общества



Организаторы Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open второй год подряд проводят отдельную программу, посвящённую детскому кинематографу, и приглашают в кинозалы юных зрителей. Каждый фильм даёт возможность прожить вместе с героями необычный жизненный опыт.

Например, пройти «испытание аулом», отправиться с друзьями в большой поход, чтобы загадать заветное желание или прочувствовать силу истинной любви, способной разрушить заклятие и пробудить от сна подводное царство спящей красавицы… И, как всегда, после просмотра кино дети-зрители смогли обсудить фильм с их создателями и задать вопросы актёрам, исполнившим главные роли, а позже продолжить обсуждение с родителями дома. Тонко и незаметно фестиваль запускает процесс воспитания думающего зрителя, способного анализировать происходящие события и искать ответы на вопросы.

Но думать и искать смыслы на этот раз пришлось и взрослой аудитории. Во время просмотра социальной драмы «1000 дешёвых зажигалок» зрители испытали самые разные эмоции: возмущение, радость, грусть, раздражение, потрясение и искреннее непонимание. Почему же так произошло? В этой палитре чувств, пожалуй, не было только одного — равнодушия.


«Топчик» взрывателей

Главные герои истории — два 16‑летних подростка Артём и Костя — учатся в самом непрестижном техникуме города. Директор и педагоги мечтают отчислить парочку за постоянные хулиганства. Артём — умный парень, победитель олимпиад по химии — явно мог поступить совсем в другое заведение, но сознательно выбирает роль аутсайдера и делает всё, чтобы разрушить свою жизнь.

Его друг, рыжий полный Костя, наоборот, всегда хотел попасть в «топчик», но, увы, репутация «лузера» тянется за ним длинным шлейфом со времён детского сада.

У каждого героя свой бэкграунд. Артём — из многодетной семьи. Его мама родила трёх сыновей от разных мужчин. Старший брат смотрит волком и в любой момент готов ударить, младший ещё слишком мал, чтобы «нормально» общаться, он мечтает стать пловцом. Мама трудится на трёх работах уборщицей. Все силы и время она тратит на то, чтобы обеспечить пропитание своей семье. В каждой комнате в дверь врезан замок, тепла доверительных отношений в этом доме никто не ощущает. Артём сохранил в памяти образ отца, берцы которого он носит. Может, это они помогают ему так уверенно шагать в никуда…

Костя тоже растёт без отца, но его мама души не чает в сыне и сама на день рождения печёт ему торт. Он для неё по‑прежнему маленький мальчик в новогоднем костюме зайчика, и зовёт она его ласково — «заяц». Вот только Костя давно вырос из этих штанишек, и одной маминой любви ему недостаточно. Ребята в техникуме смеются над ним и издеваются. Ему важно хотя бы в чём‑то стать первым. Важно, чтобы на него обратила внимание красивая одногруппница Катя.

Картину дополняет ещё одна героиня — Кира, милая девочка из благополучной богатой семьи. Казалось бы, что уж у неё-то точно всё хорошо. Но почему же тогда она ищет общения с таким парнем, как Артём, и просит за деньги устроить ей «приключения»? Впрочем, когда оказываешься в её «правильном» доме за одним столом с её «правильной» мамой, становится немного не по себе. Папа у девушки есть, но он бизнесмен и живёт работой.

Артём сам делает разноцветные петарды, и вместе с Костей они взрывают их на отшибе города. Однажды они срывают очередной урок, и Костя, не способный даже попасть петардой точно в цель по банке, вдруг становится первым в «списке опасных взрывников»… Он попал в «топ» и сразу же стал желанным гостем на вечеринке у Кати.

Фатальное ли стечение обстоятельств или цепочка необдуманных слов и поступков приводит главного героя в финальную точку этой истории. Костя наконец‑то показывает другим свою силу: в его руках бомба… Хочется отмотать плёнку, ведь парнишка не планировал никого убивать.

Мозг сразу прокручивает совсем другие истории, произошедшие не на экране кинотеатра, а в реальной жизни: псковские 15‑летние Бони и Клайд, трагедии в Керчи, Москве и в других российских городах и, конечно же, американской школе «Колумбайн». Ощущение, будто открылась старая рваная рана: вылечить её можно только через адскую боль, выпустив скопившийся гной, и только после этого снова попытаться зашить. Уродливый шрам, понятное дело, останется на всю жизнь.

Сам испугался того, на что способен…

Первое мгновение в кинозале царит тишина. Мы ещё не начали обсуждение, но в глазах собравшихся читается один и тот же вопрос: «Почему?». В какой момент подростки принимают решение взять в руки оружие и идти убивать однокурсников и учителей? Что мы, взрослые, сделали не так? Когда упустили? Недолюбили детей или, наоборот, задушили их своей заботой и контролем? Искать ответы на эти вопросы зрители смогли вместе с режиссёром киноленты Ириной Обидовой, исполнителем главной роли Кости, актёром Никитой Плахотнюком, и архангельским психологом в области кризисных отношений Ольгой Яреньгиной.

Модератор беседы журналист Юрий Ерофеев даёт возможность зрителям осмыслить пережитый киноопыт и первым берёт слово.

– Ирина, лента, которую мы только что увидели, будоражит чувства. Что натолкнуло вас на её создание, и как это происходило?

– Работа над фильмом началась в 2018 году. К счастью, я никогда не была участником подобных ситуаций, но это то, что меня всегда пугало. Я была маленькой, когда в 1999 году случилась трагедия в «Колумбайне». Её транслировали в прямом эфире по всему миру. Помню свои ощущения, когда увидела это в новостях. Меня парализовал ужас. Многие помнят трагедию в Беслане, «Норд-Осте»… Я потратила много времени на изучение материалов об этих событиях. Потом случилась история псковских подростков, когда двое детей захватили дом и была перестрелка со спецслужбами, но ребят не смогли убедить сдать оружие… Я училась в Пскове, но в те годы уже там не жила и лично этих ребят не знала, но у нас оказалось много общих знакомых. Меня тогда мучал вопрос: неужели нельзя было остановить этих детей? (Подростки захватили дачу родителей девочки, открыли огонь по полицейской машине и домам соседей. Решив, что уже никто и ничто им не поможет, покончили жизнь самоубийством. — Прим. ред.).


Я в то время уже окончила институт и поняла, что сниму на эту тему фильм, но мысль была абстрактной. В 2018 году произошла трагедия в Керчи, и после этого я осознала, что знаю тему своего дебюта. Поделилась мыслью со своей подругой, автором сценария Лизой Цыгановой. Она тоже не спала несколько ночей и хотела писать на эту тему для большого кино. Мы поняли, что пошли в забег на очень длинную дистанцию, на протяжении которой столкнёмся с непониманием и отказами. Но это всё не пугало. Пугало то, что мы говорим о «преступлении славы». Это значит, что есть огромный риск замотивировать людей сделать что‑то ещё хуже. Мы не знали, как сказать так, чтобы люди, находящиеся у черты, остановились. Мы долго изучали все громкие случаи, которые произошли по обе стороны океана. Общались с кризисными психологами, разговаривали со студентами колледжей, школьниками, учителями. Мне очень помогло моё документальное прошлое. Нас консультировали по сценарию спецслужбы, психологи, педагоги.

Первый драфт был написан в 2020 году, мы подавались на Berlinale Talents — это лаборатория, которая организована при Берлинском международном кинофестивале. На участие в проекте было подано более трёх тысяч заявок, а отобрали всего восемь, и мы единственные представляли Россию. Это была большая честь для нас.

Лиза стала участником лаборатории. Наш ментор — известный голливудский редактор Кэрол Гриффитс, которая работала с такими «монстрами», как Спилберг, и другими великими режиссёрами. Она объяснила нам, что мы поднимаем очень большую сложную социальную проблему, о которой надо говорить понятным, интересным для зрителя языком. По её совету судьба героя Кости в фильме стала более трагична, многие авторские вещи упростились и стали понятнее. После Berlinale мы переписали сценарий и разослали его разным продюсерам. От Алексея Лихницкого мы получили предложение запуститься. Подписали договор 1 июня, а 1 августа уже ушли в производство.

– Вопрос вам, Никита. Ваш герой не признан сверстниками и от этого страдает. Герой вам близок, понятен?

– Нет, в отличие от Кости я — сильный человек. Только человек без внутреннего стержня пойдёт в финале на такой поступок. Даже на пробах Ира мне сказала, что я слишком сильный для этой роли, а надо показывать слабость. Последняя сцена — сложная. Костя демонстрирует силу, но при этом излучает слабость. Мне вообще не симпатичны идеи героев.


Артём — аутсайдер, а Костя нет. Он присоединяется к его мировоззрению, потому что его не воспринимает общество. Он находит спасение в дружбе с Артёмом. Когда в чате случайно появляется список «взрывников», составленный педагогами, окружающие ребята воспринимают Костю как человека, с которым можно тусоваться. В этой компании находится и девушка, в которую он влюблён. Впоследствии компания пропадает, маму он не воспринимает. Ему 16 лет, а она ему говорит: «Костенька, зайчик». Дома создан алтарь сына. Конечно, он не обращает на это внимания и не ценит её любовь. Мы же не ценим эти слова, пока мама всё время рядом. Только потом, когда уезжаем в другой город учиться…

Потом все отворачиваются от героя: друг, девушка, компания ставят ультиматум, либо ты взрываешь памятник, либо мы с тобой не общаемся. Он приходит взорвать памятник и делает ещё одну попытку. Звонит Кате: «Я принёс бомбу». Но его в очередной раз сливают. Тогда он идёт в столовую, но не затем, чтобы взорвать сейчас всех, а скорее, чтобы показать свою силу: «Вот он я, здравствуйте!» Ему страшно от того, на что он способен. Он сам не был готов к этому поступку. И в этот поступок свалился.
 По сути, он хочет из него выйти, но не получается. Он уже за чертой.

«Родительский чат» в зале

Кинозал превращается в большой «родительский чат». Фильм наполнен триггерами — спусковыми крючками, которые вызывают внутри волну возмущения или раздражения. Зрители задают режиссёру острые вопросы: «Неужели нельзя было обойтись без мата? Почему создан такой отрицательный образ многодетной семьи? Вы говорите словами героини, что Pussy Riot — перформанс. Вы тоже так считаете?» Как много в фильме расставлено «ловушек», и как легко мы в них угодили.

Ирина Обидова напоминает зрителям, что сейчас мы находимся в плоскости игрового, а не документального кино. Киноискусство обозначает проблемы, заостряет образы, сознательно вызывая раздражение. Подростки матерятся и обсуждают Pussy Riot — это факт. Нравится нам это или нет — не имеет значения. В данном случае создатели фильма — за правду.

В зале есть и педагоги, которые подтверждают, что поведение героев показано реалистично. Кого‑то возмутил образ директора учебного заведения: «В нашей школе такая не продержалась бы и пяти минут. Вылетела бы как пробка!» Новый виток обсуждения — и снова вопрос: что в этой ситуации могли сделать взрослые, чтобы предотвратить трагедию?

– Картина тронула до глубины души, — берёт микрофон одна из зрительниц, — и мы ещё долго будем её обсуждать, даже когда придём домой. В последнее время принято говорить, что все проблемы из семьи, что родители не уделяют детям должного внимания. Что мы видим здесь? Героя Никиты мама любит искренне. Может, чересчур, но по‑настоящему. Пусть у него только один друг, но настоящий. Вот хотелось бы понять, почему он это сделал и зачем?

– По замыслу, когда мы изучали тему преступления славы, мы столкнулись с тем, что их совершают две категории людей, — отвечает режиссёр. — Первая — люди с серьёзными психическими отклонениями, сюда же относятся маньяки. И мы никогда ни как государство, ни как общество ничего не сможем сделать, чтобы защитить себя и своих детей от этой категории преступников. Про них мне было неинтересно делать кино, а вот вторая категория меня заинтересовала. Если рассмотреть эти случаи, то есть дети из благополучных и полных семей, есть из неблагополучных, есть и богатые, и бедные. В данном случае это не работает. Работает только одно: дети находятся в клинической депрессии, которую пропустили все взрослые.


Кино о том, что если ты дошёл до черты, то на ней ещё можно остановиться и выбрать жизнь. Правильно зрители сказали: салют в финале фильма — это праздник жизни. Так оно и есть, как бы это ни коробило. Артём выбрал жизнь, остановился у черты, а Костя через черту переступил. И закончилось всё так… Оно не могло закончиться иначе, потому что если бы мы дали Косте шанс, то дали бы шанс всем тем, кто хочет её переступить. Я считаю, что надо показать, что за чертой жизни нет. Отыграть нельзя. Меня поразило при общении с подростками то, что у ребят есть ощущение: в жизни можно, как в компьютерной игре, пересохраниться и начать заново.
Дети, которые идут на это, действительно думают, что когда они возьмут и выстрелят, то те, в кого они попадут, как в компьютерной игре, встанут и пойдут дальше. Или бомба взорвётся, и все останутся живыми. Не останутся. Наше кино про это. Костя пошёл до конца и у черты не остановился. Пошёл, потому что его травили, не слышали. Он потерял контакт с другом, он любил девушку, но она его отвергла, а мать он не воспринимал как доверенного взрослого. Это не проблема матери, учителей или его друга… Это совокупная проблема. Об этом я и делала кино.

Фестиваль состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры Архангельской области, губернаторского центра Архангельской области.

Комментарий

  Ольга Яреньгина, психолог в области кризисных отношений:

– Родители первыми несут ответственность за детей. Нужно понимать, что с каждым днём взросления ребёнка он всё меньше и меньше перестаёт влезать в тот конверт, в котором его принесли из роддома. Отношения между родителями и детьми тоже должны расти и развиваться. Взрослым порой очень удобно сохранять детскость, чтобы ребёнок принадлежал только им. Важно понять, что конечная цель воспитания — научить его жить без родителей, подготовить его к тем вызовам, которые встречаются в обществе, научить взаимодействовать с другими людьми, которых он может не любить или они не любят его.


Источник: областная газета "Правда Севера", автор Татьяна ЕВГРАФОВА.

Больше фото в фотоальбомах  группы кинофестиваля Arctic open ВКонтакте

СПРАВКА:

Напомним, кинофестиваль «Arctic Open — детям» прошел в Архангельске со 2 по 5 ноября.

В конкурсной программе участвовало 19 фильмов из семи стран. В отличие кинофестиваля прошлого года, в этот раз жюри «Arctic Open — детям» выбрало победителей в нескольких номинациях.

Стоит отметить, что в прошлом году мероприятия кинофестиваля «Arctic open — детям» — показы, творческие встречи и мастер-классы — посетили более трех тысяч человек.

Детская программа Arctic Open завершилась, а взрослых зрителей фестиваль ждет на кинопоказах через месяц. С 7 по 10 декабря пройдет основная программа кинофестиваля c новинками российского и зарубежного кино.

Кстати говоря, неделей ранее дирекция кинофестиваля Arctic open объявила шорт-лист, куда вошли 58 фильмов из 17 стран, из которых 11 — полнометражных игровых, 23 документальных и 24 короткометражных.

В конкурсной программе — фильмы из России, совместного производства с европейскими странами — Францией, Латвией, Польшей, а также из Азербайджана, Ирана, США, Сингапура, Канады, Нидерландов и других стран.

О том, какие фильмы зритель увидит во время фестиваля, а также о его особенностях «Правде Севера» рассказала программный директор фестиваля Анжелика Долинина.

Ранее в Архангельске раскрыли детали образовательной программы кинофестиваля Arctic open.

Напомним, в прошлом году сам кинофестиваль Arctic open прошел со 2 по 4 декабря. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Коноше и Североонежске зрители увидели 35 фильмов.


Вернуться к новостям